+7 (499) 734-20-17
info@griven-russia.com
Национальный музей этрусской цивилизации, Рим

Национальный музей этрусской цивилизации, Рим

Этрусская цивилизация, процветавшая в центральной Италии с восьмого по третий века до нашей эры, была известна своей изысканной культурой, богатством минеральных ресурсов, и посему имела статус крупной торговой державы в Средиземноморье. К сожалению, большая часть ее традиций и история были либо утеряны, либо поглощены историей завоевавшего ее Рима. Тем не менее, сохранившиеся этрусские гробницы и их содержимое, настенные росписи, а также заимствование римлянами некоторых этрусских изобретений, религиозных обрядов, архитектурных предпочтений и техники строительства являются убедительными доказательствами великого процветания и вносят значительный вклад в развитие средиземноморской культуры времен первой крупной итальянской цивилизации.

Вилла Джулия

Вилла Джулия (Villa Giulia) — бывшая загородная летняя резиденция римских пап (Villa Suburbana). В настоящее время — Национальный музей этрусской цивилизации (Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia), расположенный в залах виллы Джулия и виллы Понятовского в Риме. Принадлежит министерству культуры, с 2016 года входит в число музеев с особой автономией. Музей расположен в центральной части Рима, примыкает к садам виллы Боргезе и Национальной галерее современного искусства.

В 1551 году Папа Римский Юлий III пригласил одного из лучших архитекторов — Джакомо Бароцци да Виньолу (Jacopo Barozzi da Vignola) — для постройки загородной виллы в районе Пинчано, летней папской резиденции. В наши дни вилла представляет собой лишь малую часть прежнего комплекса резиденции, ранее состоявшего из трeх зданий. План виллы типичен для построек Виньолы и других архитекторов периода итальянского маньеризма. За главным корпусом с порталом, оформленным рустованными колоннами и пилястрами в "деревенском" стиле, расположен парадный двор виллы. Он имеет полукруглые "крылья-галереи", перекрытые цилиндрическими сводами, и центральный портик. В следующем 1552 году Бартоломео Амманати за первым двором соорудил второй — с лоджией и нимфеем, стилизованным под нимфеи античных вилл, украшенных античными статуями, кариатидами, двумя гротами по бокам и мозаичным полом с изображением тритона (человека-рыбы).

C 1551 по весну 1553 года на строительной площадке работали Джорджо Вазари, Бартоломео Амманати и Джакомо Бароцци да Виньола. Декоративные росписи были поручены Просперо Фонтане, Таддео Цуккаро, Пьетро Венале и большой группе помощников.

По правую сторону от главного корпуса, в окружении живописного парка воссоздан этрусский храм на основе подлинных фрагментов, добытых в ходе раскопок в южной Этрурии.

Национальный музей

Создание музея связано с программой, разработанной итальянским археологом и политиком Феличе Барнабеи. Идея программы состояла в том, чтобы установить "археологический профиль" региона центральной Италии посредством методических раскопок, основанных на топографических исследованиях, а также систематического изучения обнаруженных объектов и их представления публике. Первые артефакты, попавшие в коллекцию будущего музея, происходили из раскопок Чивита-Кастеллана, древней Фалерии, столицы фалисканцев (в 50 километрах к северо-востоку от Рима).

В конце XVIII века начинается систематическое исследование этрусских находок. Изначально вилла Джулия предназначалась только для временного хранения археологических материалов. В 1889 году был создан Национальный римский музей с целью хранения артефактов из Лацио, южной Этрурии и Умбрии, относящихся к этрусскому искусству. Позднее коллекция музея пополнилась некоторыми частными собраниями.

Музей делится на две части: "городскую" и "загородную" — в зависимости от происхождения археологического материала. Городская часть находится в термах Диоклетиана, а загородная — на вилле Джулия, коллекции которой пополняются открытиями, сделанными в Лацио (Габи, Колли Альбани, затем Палестрина), Этрурии (Черветери и Вейи), затем в Умбрии (Тоди, Терни). В то время как программа Барнабеи предусматривала представление предметов всех цивилизаций, исторически сменявших друг друга в регионе Лацио, музей со временем стал средоточием исключительно этрусской цивилизации, получив официальное название "Национальный этрусский музей".

В настоящее время музей является частью мирового культурного наследия и, помимо основного своего назначения, используется в качестве площадки для проведения тематических научных конференций.

Освещение

Концепция архитектурно-художественного освещения предусматривает использование совокупности приемов, среди которых выделяется общее заливающее освещение с максимально равномерным распределением уровней яркости по фасадам, и индивидуальные световые акценты, подчеркивающие мельчайшие подробности ансамбля здания.

Геометрия виллы, вписанная в овальный периметр, представляет собой повторяющиеся элементы полукруглой формы, присутствующие как в ее общей структуре, так и в декоративных особенностях. Наиболее важная часть архитектурного ансамбля — главный сегмент с основным зданием — освещены при помощи прожекторов CAPITAL 100. Идеально подобранное расположение приборов и последующее нацеливание позволили добиться желаемого эффекта — равномерного распределения света по рабочим поверхностям.

Как бы странно это не прозвучало, но для реализации проекта выбраны приборы в цветности RGBW. И хотя подобного рода архитектура практически не предполагает уместного использования цвета, все же предусмотрена возможность его дозированного смыслового применения при проведении специальных мероприятий.

Световые интенсивности и цветовые температуры белого, позволяют обеспечить так называемую многослойность, усиливающую объемную глубину объекта и создающую визуальное и эмоциональное воздействия на зрителя. Использование цвета во внутреннем дворе — прием, заимствованный из театрально эстрадной индустрии, позволяет сформировать визуальный задник сцены и обеспечить целостность светового кадра. Стоит отметить, что вторичная оптика ELLIPTICAL обеспечивает высочайшую равномерность цветовых склеек по всей длине рабочих поверхностей.

Похожая архитектурная аналогия повторяется и в нимфее, где сочетание элементов создает неповторимый шарм и некую загадочность — четыре кариатиды, поддерживающие балкон, и оригинальный римский мозаичный пол с изображением тритона вписаны в объем полусферической формы. Верхние уровни нимфея также освещены прожекторами CAPITAL 100, создающими магическую атмосферу этого необычного места. Для освещения нижних уровней используются компактные светодиодные светильники MICRO-CLIP MC, установленные вокруг мозаики и оснащенные оптикой WALL WASH. Эффекты светового перекрытия, создаваемые силуэтами арок и верандами лоджий, создают интересное чередование оттенков и форм различной глубины и интенсивности, аккуратно подчеркивая художественную и историческую ценность архитектурного объекта.

Логичное завершение схемы освещения обеспечивают несколько прожекторов CAPITAL 100, установленные по сторонам прямоугольного сада, расположенного за нимфеем. Благодаря выбранному решению исторический фонтан, выполненный из красного порфира, и освещенный светильниками погружного типа MINI WATERLED MK3, сохраняет свою элементную доминантность и играет роль визуального магнита.

Все световые приборы управляются при помощи беспроводной системы DMX с использованием приемников и ретрансляторов сигнала. Установленные в ключевых точках, компоненты системы позволяют беспрепятственно управлять осветительной установкой, отказавшись от необходимости использования традиционной выделенной кабельной линии.

CAPITAL 100 — семейство компактных светодиодных прожекторов GRIVEN в корпусе квадратного сечения. Стандартные исполнения предусматривают возможность использования монохромных single-chip и полноцветных multi-chip светодиодов в цветностях White (с широким диапазоном цветовых температур белого), Dynamic White (динамичный белый, с возможностью регулировки цветовой температуры в диапазоне 2700-6500K) и RGBW (для работы с цветом). Широкий спектр предлагаемой вторичной оптики в диапазоне от ультра спот до экстра широкой в значительной степени увеличивает гибкость использования приборов при решении самых разнообразных задач. Список аксессуаров содержит внушительный набор вспомогательных инструментов — от всевозможных бленд до защитных механических экранов.

Спецификация использованного оборудования

Световой дизайн: Enel X Architectural Lighting Team
Фото: Luca Cioci

Для написания статьи использованы следующие ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_музей_вилла_Джулия