Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации — патриарший собор во имя Воскресения Христова, возведенный в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха "Патриот". Приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и воздвигнут в честь ратных подвигов русского народа во всех войнах.
В пропорциях одного из самых величественных и высоких храмов России, впервые построенного из металла и стекла, зашифрованы значимые цифры и даты из истории. Многие из них соотносятся с числами, связанными с Великой Отечественной войной. Высота храма вместе с крестом составляет 96 метров. В 960 году родился Равноапостольный великий князь Владимир, в честь которого освящен Нижний храм. Диаметр барабана главного купола — 1945 сантиметров. На барабане находится 8 окон. Диаметр купола — 2243 сантиметров. 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Малые купола достигают в высоту 1418 см — именно столько дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Высота звонницы — 75 метров, юбилей Победы. Площадь мозаики в интерьере — 2644 квадратных метров, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы.
Верхний храм посвящен Воскресению Христову — главному христианскому празднику Пасхе — утверждению вечной Победы Христа над смертью, открывшей всем верующим людям переход от временной земной жизни в Жизнь Вечную с Богом, к которой причастны все воины, павшие за правое дело, за защиту своей Родины на полях сражений.
Нижний (малый) храм посвящен святому Равноапостольному Великому князю Владимиру, Крестителю Руси.
Четыре придела Верхнего храма названы в честь святых покровителей родов войск: святой великомученицы Варвары — покровительницы Ракетных войск стратегического назначения и артиллерии, святого апостола Андрея Первозванного — покровителя Военно-морского флота России, святого благоверного князя Александра Невского — защитника Сухопутных войск, и святого пророка Илии — Небесного покровителя Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России.
С точки зрения архитектуры храм спроектирован в монументальном русско-византийском стиле, включающем современные подходы и уникальный для православного зодчества синтез скульптурного мастерства, живописи, керамической и витражной мозаики, художественного литья.
Возведено сооружение из железобетонных конструкций, облицованных панелями, покрытыми медью. По идее авторов, зеленоватый оттенок призван вызывать ассоциации с Вооруженными силами.
Примечательно, что для чугунных плит крылец храма использован сплав, в который добавлен металл из трофейного оружия армии нацистской Германии. Полы храма выполнены из чугунного сплава с переплавленными останками тяжелой военной техники противника.
Особенно пластичным и эмоционально выразительным украшением храма являются барельефные обрамления главного входа соборной колокольни, выполненные скульптором Даши Намдаковым. Основу композиции на створках тяжелых врат составляют фигуры первых прославленных во святые русские — святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Над ними, в круге из льющихся златом лучей, помещена икона Божией Матери "Владимирская" и еще выше Святая Троица. Прекрасно обыгранная пластика объемов и позолоченные нимбы изящно контрастируют на фоне темного массивного металла и придают художественным фрагментам ощущение легкости и невесомости.
Элементы отделки изготовлены с применением техники гальванопластики в комбинации с ручным покрытием отдельных элементов сусальным золотом. Перед изготовлением элемента в его окончательной версии выполняется несколько точных полноразмерных макетов в глине. Решаются задачи по просчету перспективных искажений, которые дает расположение скульптур на высоте и на неровных поверхностях. Несмотря на гигантский масштаб работы, командой скульпторов и художников выполнена ювелирная работа по проработке каждого барельефа или скульптуры в мельчайших деталях.
Главные врата имеют ширину 7 метров и в высоту достигают 12 метров, а открываются исключительно во время праздничных торжественных мероприятий.
Величественные северные и южные врата работы московских скульпторов Виталия Шанова и Дарьи Успенской являются формирующими элементами фасадов храма, на них запечатлены битва за Сталинград, освобождение Севастополя, подвиг панфиловцев, оборона Москвы, водружение знамени Победы над Рейхстагом и другие известные эпизоды. По сути это гигантские панно, представляющее летопись Великой Отечественной войны.
Каждый сантиметр произведения наполнен смыслом при помощи скульптурного рельефа. В качестве элементов оформления использованы гербы городов воинской славы. Однако гербы призваны лишь обрамлять главные элементы — барельефы, изображающие основные битвы. На северных вратах это сражения первого периода войны: от Брестской крепости до Сталинграда и битвы за Севастополь. На южных — сюжеты советских побед от контрнаступления под Москвой до форсирования Днепра при освобождении Украины и парада Победы.
Северные врата посвящены началу войны. На самих вратах изображены Александр Невский и Дмитрий Донской с сонмом православных воинов и цитатой митрополита Сергия о начале войны из его послания от 22 июня 1941 года: "Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу".
Южные врата — врата Победы, на которых изображены архангелы, пронзающие копьями символы зла — змея и нацистского орла Третьего рейха. На вратах начертаны слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, сказанные им 9 мая 1945 года и посвященные победе: "Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать все, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны. Благословен еси, Боже, земли укротивый и погасивый огнь".
Композиция врат несет в себе канонический смысл: главной центральной фигурой в их оформлении является христианский крест, и линия соединения створов врат проходит как раз по центральному "столбу" креста. Образно крест стоит на арке малых ворот. Эта арка символизирует Голгофу как олицетворение всех бед и испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в годы Великой Отечественной войны.
Символизм произведения подчеркнут деталями: у нацистского орла (такого же, как сбили советские солдаты со здания Рейхсканцелярии в 1945 году) сделана трещина в крыле от удара архангела, и свастика в его когтях надломлена. Применительно к сюжету Сталинградской битвы, одним из символичных фрагментов рельефа выбран дом Павлова, который обороняли дольше Франции. Здание изображено на фоне Волги. Здесь же присутствует всемирно известный фонтан "Танцующие дети" — один из символов Сталинграда.
Документалистика является главной составляющей гигантской работы. Скульпторы хотели не просто создать художественное произведение, а точно передать исторические сюжеты. Даже лица людей, которые присутствуют на сюжетных частях, сделаны с фотографий реальных воинов. Так, например, полностью перенесены черты 28 панфиловцев. Все скульптуры выполнены с высоким фактическим сходством, с использованием огромного количества архивных снимков. При изображении героев непременно сохранено портретное сходство. В сюжете "28 панфиловцев" использованы сохранившиеся фотографии с документов солдат, служивших в дивизии Панфилова. Также и в рельефе парада 7 ноября 1941 года последние ряды уходящих красноармейцев лицами обращены к зрителю. В этом художественном приеме герои смотрят на зрителя сквозь время. Для достижения портретного сходства за основу взяты именно те фотографии и киносъемки, которые были сделаны во время парада в ноябре 1941 года.
Освещение входных врат, выполненных со столь высоким уровнем профессионализма и по праву являющихся произведением искусства, а в будущем возможно и исторической ценностью, стало сложнейшей нетривиальной задачей. Высокая планка, заданная мастерами скульптуры, определила требования к качеству работы художников по свету и инженеров светотехников. Внушающие размеры входных врат, их пространственное расположение относительно частей света, смысловое значение, тектоника и рельефное наполнение, пластика объема и цвет металла — все это составило круг вопросов, решаемых специалистами при разработке концепции освещения и выбора технических средств, способных обеспечить реализацию задуманных идей. В круг задач, решаемых инженерами, вошли технические особенности, связанные с корректным в рамках существующих ограничений размещением световых приборов, технологическими деталями монтажа, выбором наилучшего метода выполнения электрических подключений с учетом эргономичности и требований к герметичности соединений, разработкой комплексных решений для дальнейшей эксплуатации и удобного обслуживания осветительной установки.
В качестве основного инструмента для освещения выбран линейный светодиодный светильник встраиваемого типа GRIVEN PARADE S-40 RECESSED. Идея использования данного прибора для световой работы с барельефами врат родилась в процессе натурных испытаний (макетирования), проводимых в рамках работ по освещению Сретенского ставропигиального мужского монастыря на Большой Лубянке, еще задолго до строительства Главного храма ВС РФ. Врата Воскресенского собора Сретенского монастыря по своему стилю, методике художественного исполнения, плотности детализации и пластике выполнены в схожей технике и послужили прекрасным предметом изучения с точки зрения принятия света сложнейшими металлическими поверхностями, понимания цветового отклика и светотеневых перспектив.
Световые приборы в исполнении IP67 искусно установлены в пол из чугунных плит. Наружные фланцы изготовлены из матированной нержавеющей стали, прекрасно вписаны в общий "железный" экстерьер "железного" храма и не нарушают визуальной гармонии. Светящая поверхность изделий выполнена из закаленного кварцевого стекла высочайшего качества и прочности. Кварцевое стекло характеризуется минимальным содержанием примесей и, как результат, минимальными коэффициентами искажений, рассеивания и преломления.
В результате светотехнических расчетов и макетирования определена оптимальная точка установки световых линий PARADE S-40 RECESSED и выбран тип оптики. Мощность световой отдачи позволят равномерно "протянуть" полотно освещаемых поверхностей врат по вертикали и ширине, а также добиться необходимых значений освещенности/яркости. Оптика Wall Wash перераспределяет поток в нужном направлении и исключает нежелательные эффекты световых загрязнений на примыкающих архитектурных элементах. Четко выверенное расстояние между приборами и освещаемой поверхностью, учитывающее форму светового распределения, определяет наилучший вариант наполнения светом художественно объема врат и визуальную целостность барельефов панно. Отсутствие резких теней и жестких контрастов улучшают читаемость скульптурного произведения.
При проектировании и дальнейшей настройке осветительной установки пристальное внимание уделено вопросам цветового смешения. Металл является достаточно сложным материалом для работы со светом, поэтому функционал используемых приборов предусматривает возможность работы с цветовыми компонентами. Вопрос использования исключительно белого монохромного цвета, предполагаемого изначально, отпал в процессе проведения макетных опытов. По результатам определены пропорции цветовых составляющих, формирующих финальные цветовые сцены, содержащие помимо чистых белых (теплых и холодных) оттенки Amber или в некоторых случаях подмешанный Royal Blue. Как следует из сказанного, входные врата храма могут принимать различные оттенки в дни торжеств и знаменательные даты.
Управление системой осуществляется по протоколу RDM (DMX с обратной связью). При необходимости PARADE S-40 RECESSED могут работать в автономном режиме с параметрами, настраиваемыми при помощи ПДУ через ИК приемник на фронтальной панели.
Проект освещения входных врат Главного храма ВС РФ является уникальной творческой работой и выполнен под управлением Михаила Фаянцева.
Световой дизайн и проектирование: Михаил Фаянцев
Фото: Дмитрий Смирнов, Виталий Зорин
Для написания статьи использованы следующие ресурсы:
https://hram.mil.ru
http://ghvsrf.ru