+7 (499) 734-20-17
info@griven-russia.com

Освещение мечети, г. Шали, Чеченская Республика

Мечеть

Самая самая — самая большая в Европе, самая красивая, самая белая, самая благородная, самая величественная и самая восхитительная… ослепительная жемчужина исламской архитектуры, появившаяся в чеченском городе Шали и ставшая гордостью всей страны.

Центральная мечеть города Шали — "Гордость Мусульман" — это один из самых масштабных и грандиозных религиозных проектов в России. Прекрасное сооружение, выросшее в центре города в короткие сроки. Это одна из самых крупных и конечно же красивых мечетей. Строительство стартовало в 2012 году. На протяжении многих месяцев тысячи рабочих и специалистов трудились днем и ночью. Результатом всех трудов стала величественная мечеть в классическом исламском стиле, в котором перемешаны арабский, персидский, среднеазиатский и византийский стили. Главной особенностью является чистый белый цвет. Для это использовано более 6.5 тысяч тонн белоснежного греческого мрамора с острова Тасос. Это мрамор буквально сияет ослепительной белизной при солнечном свете.

Над оформлением огромных сводов и потолков мечети трудилось 120 опытных мастеров из Узбекистана. На отделку мечети использовано более 200 тонн гипса. Пол молельного зала украшает ковер площадью 8 тысяч квадратных метров весом 36 тонн, с плотностью плетения 1.2 млн. узлов на квадратный метр. Зал освещают 403 люстры и светильника, на создание которых ушло около 2 млн. кристаллов Svarovsky. Над уникальными витражами и дверями работали лучшие мастера мира.

Общий архитектурный замысле дополнен тринадцатью куполами разных размеров. Ширина самого большого из них более 23 метров, а высота — 41 метр. Он расположен над главным молельным залом мечети. В отделке интерьеров используются тонкие цветочные и геометрические мотивы — лепнина, сусальное золото и множество мрамора. Территорию мечети украшает уникальный парк — 12 фонтанов, 2 тысячи деревьев двадцати разновидностей, 145 тысяч кустарников и цветов, из которых 18 тысяч это розы.

На возведение шедевра современной исламской архитектуры ушло почти 7 лет.

Корпус мечети имеет квадратную форму и представляет собой двухэтажное здание с цокольным этажом. Основание мечети сделано из бетонного монолита и имеет размер 1000 квадратных метров. По углам здания расположены отдельно стоящие 4 минарета высотой 63 метра. Основной молельный зал мечети венчает огромный 41-метровый купол. Это пожалуй одна из самых сложных инженерных конструкций во всем корпусе здания. На восьми несущих 12-ти метровых колоннах, укрепленных между собой пересекающимися железобетонными арками, установлен шестиметровый железобетонный барабан диаметром 24 метра. Непосредственно на него и установлен сам купол из металлоконструкций. Основание купола перекрывается куполами и полукуполами. С внутренней стороны купол украшен подвесным потолком из гипса, богато отделанный золотом, цветной росписью и каллиграфией. Сверху купол покрыт тепло- и гидроизоляционным материалом, который в свою очередь покрыт инновационным стеклокомпозитом, по своим свойствам являющимся тверже металла, и здесь он впервые применен в кровельных работах. Это позволило сделать кровлю мечети цельной бесшовной, что придало ей особую красоту. У основания с внешней стороны купол украшен национальным чеченским орнаментом, покрытым сусальным золотом. Венчает главный купол мечети 6-ти метровый позолоченный полумесяц.

Как подземная, так и надземная части здания состоят из монолитного железобетонного каркаса. Мечеть является гигантским инженерным сооружением со сложнейшими техническими решениями.

Мрамор

Для отделки внешних и внутренних стен мечети каменными плитами использовался так называемый сухой монтаж. Отделка стен таким способом — очень трудоемкий и кропотливый процесс, в котором участвовала интернациональная бригада в составе 180 человек во главе с турецкими и инженерами. Конструкция не имеет межплиточных швов, так как сами плиты вплотную стыкуются друг с другом, создавая цельное полотно.

Несомненно, главным материалом в строительстве мечети стал греческий мрамор. На отделку мечети его ушло более 6.5 тысяч тонн. Мрамор с острова Тасос, расположенного в северной части Эгейского моря, можно считать визитной карточкой Греции. Данный мрамор известен во всем мире уже много веков свой чистой искрящейся белизной и благородством. Его свойства позволяют практически до неузнаваемости преобразить пространство. Камень обладает высоким содержанием кальция, что определяет его светоотражающие свойства, особенную яркость и красоту ровной поверхности при естественном и искусственном освещении. А способность удерживать прохладную температуру в течение длительного времени делает его идеальным материалом для облицовки стен в теплых регионах, таких как Чеченская Республика. В таком большом количестве, как в проекте мечети в Шали, мрамор "тасос" был использован только в проектах обустройства мечети аль-Харам в Мекке и мечети Пророка Муххамада в Медине. "Тасос" стал единственным видом мрамора, который был выбран королем Саудовской Аравии для этих двух святынь. Причина в его особой способности отражать тепло. Даже при температурах 40-50°C камень сохраняет прохладу. Мрамор является очень твердым, его можно отполировать до зеркального блеска. Данный мрамор широко использовали в своих трудах античные архитекторы и скульпторы.

Одним из самых сложных в техническом плане моментов в данном проекте была установка и крепление массивных мраморных элементов, вес которых доходил до 800 кг. Благодаря мрамору "тасос" центральная мечеть города Шали окрашена в ослепительно белый цвет. Это материал придает объекту величественность и благородство.

Люстры

Особое великолепие и красоту внутреннему интерьеру мечети придают 403 люстры и светильника. По словам изготовителей, на их создание ушло около 2 млн. кристаллов Svarovsky. Металлические части люстр — цельнолитые. Они сделаны из латуни и покрыты золотом высшей пробы. Общий вес люстр составляет около 18 тонн, а число светодиодных ламп в люстрах и светильниках достигает 400 тысяч. Металлические детали всех люстр украшены чеченским национальным орнаментом. Дизайн приборов внутреннего освещения разработан с учетом архитектурного стиля мечети.

Над изготовлением эксклюзивной уникальной коллекции люстр для шалинской мечети на протяжении восьми месяцев трудился коллектив из 50 человек. Большая люстра, расположенная в основном куполе мечети, напоминает тюльпан. Ее нежные лепестки обращены вверх, острие каждого из них украшено арабской вязью. По задумке авторов, форма люстры напоминает руки, возведенные в молитве к небу. Отсюда и название главной люстры мечети — Дуа, что означает молитва. Диаметр большой люстры составляет более 5 метров, а высота — почти 8 метров. Вес люстры 2.5 тонны. Для ее освещения используется 0.5 тысячи светодиодных ламп.

Вытянутый прямоугольник, сверкающий сотнями кристаллов, освещает расположенную снизу строку из священного Корана. Текст молитвы Пророка Ибрахима вдохновил дизайнеров на создание этой изящной люстры. Столь же прекрасна и круглая люстра, которая украсила центральный зал подвального этажа. Вся система внутреннего освещения мечети гармонично и мягко вписана в дизайн интерьера, дополняя убранство и создавая законченный вид этому великолепному творению человеческих рук.

Двери

Тончайшая работа, доведенная до идеала, совершенство линий, благородство высочайшего качества материала, роскошь узора. Высокие двухстворчатые двери ручной работы вмонтированы в три портала. Каждая дверь весит по 300 кг. Размеры впечатляют — высота 5 метров, ширина около 3 метров. Двери выполнены из массива ореха и дуба, инкрустированы латунью и перламутровой ракушкой. Нижняя часть отделана узорчатым латунным литьем. Витиеватый рисунок, нанесенный резчиками по дереву, превратил поверхность дверей в художественно полотно, на котором расцветает и тянется удивительное по красоте растение. Кувшин, из которого оно растет, богато украшен орнаментом. По задумке автора, узбекского художника, рисунок воплощает в себе глубокую образность. Кувшин — это олицетворение ислама, а ветви растения символизируют науку, благоденствие, развитие всего человечества. Над дверьми шалинской мечети в течение полутора лет трудились 30 резчиков по дереву. Их талант и мастерство воплотились в этих произведениях декоративно-прикладного искусства, волшебным образом соединив геометрию и красоту искусно выполненных узоров.

Кроме главных входных врат, из каждого вестибюля в молельный зал ведут по три входа — каждая дверь здесь весит по 160 кг. Они выполнены в той же технике, сочетающей виртуозную резьбу по дереву, растительный узор и латунное литье. Отличают входные двери в основной зал вмонтированные в их створы белые резные панно, изготовленные в определенном стиле. Изящный геометрический рисунок подобен легкому невесомому кружеву, приоткрывающему вид на внутреннее убранство мечети. Двери шалинской мечети изготовлены в Узбекистане, и по стилю и исполнению, напоминают входные группы знаменитых мавзолеев Бухары и Самарканда.

Окна

Разноцветные витражные окна мечети создают иллюзию удивительной легкости и хрупкости всего сооружения. Лучи солнца заставляют цветное стекло сиять таинственным и ярким нежным светом. Приникая в молельный зал, свет заполняет пространство ощущением чистоты и легкости. Витраж придает интерьеру стиль и утонченность.

Мечеть украшена 106 внешними окнами, расположенными ярусами вдоль всего здания, придавая ему особое очарование. Основной купол венчает 24 витража высотой 2 метра и шириной чуть более метра. 28 окон размещено вокруг полукуполов и еще 32 окна расположены в сферах малых куполов.
На первом этаже мечети расположены 32 внутренних винтажных окна. Высота каждого окна составляет 7.5 метров. Эти огромные полотна помещены в изысканные деревянные рамы. Середину занимает пескоструйный рисунок, выполненный золотой краской и перекликающийся с орнаментом основного купола, а в верхней части окна расположена восьмиугольная витражная звезда. Дизайн витражей для шалинской мечети изготовлен по специальному заказу московскими мастерами художниками. Мастера витражных дел следовали многовековой традиции. Витражи мечети представляют собой традиционный флористический орнамент, называемый в мусульманской архитектуре и живописи ислими. В сочетание с геометрическим узором гирих, картины из стекла создают математически выверенный и в то же время высоко художественный рисунок, поражающий воображение.

Потолки

Одним из элементов, придающих уникальность и неповторимый вид внутреннему убранству центральной мечети города Шали является декоративная гипсовая лепнина. Над оформлением огромных сводов и потолков мечети трудились 120 узбекских мастеров на протяжении более 10 месяцев. В общей сложности на отделку мечети было использовано около 200 тонн гипса. Главный купол мечети представляет собой уникальное произведение искусства, где присутствует обилие орнамента и большое разнообразие архитектурных элементов, демонстрирующих мастерство строителей. Его отделка заняла более 2.5 месяцев. Купол украшен сложным геометрическим узором ироки — иракским мукарнасом, что переводится с арабского как сталактиты. Несомненно это одно из самых замечательных изобретений восточных архитекторов. По периметру круга купол украшен 72-мя восьмиугольными звездами, венчает его 112-ая сура Корана "Аль-Ихлас", написанная сусальным золотом на ярко-бордовом фоне.

Помимо основного купола и полукуполов, россыпью лепнины, украшенной позолотой и специальными красками на силиконовой основе, отделаны и сводчатые стены мечети. Мастера выбрали для этого растительный декор, вобравший в себя самую изысканную лепку стилизованных цветов, растений и плодов. Элементы декоративной лепнины присутствуют в интерьере повсюду. Благодаря этому залы и галереи шалинской мечети приобретают праздничное великолепие. Яркие и сложные орнаментальные композиции, красочно украшенные золотом, резко выделяясь на фоне белоснежных стен, вызывают неподдельное восхищение.

Гипсовая лепка — один из трудоемких и главных отделочных элементов среди всех предметов декора, благодаря которому монотонной гладкости стен и потолков удается придать уникальность и объем. Все этапы, начиная от моделирования, тиражирования и формовки, заканчивая монтажом и последующей росписью, были выполнены мастерами из Узбекистана. Для росписи лепнины были использованы золото и специальные влагостойкие краски на силиконовой основе, которые не окисляются и не теряют своей цветовой гаммы на протяжении как минимум 50 лет. Симметричная гармония абстрактных геометрических узоров и цветочных мотивов идеально сочетается с общим дизайном мечети.

Михраб

Михраб — пожалуй самое прекрасная и нарядно декорированная часть мечети. Стена, в которой находится ниша, указывающая направление где находится Кааба в Мекке, по насыщенности и богатству декора превосходит все остальные части мечети. Ее украшает многоцветная мозаика и арабские надписи, выполненные золотыми буквами по белому фону. По овалу михраба написан Аят аль-Курси, справа и слева из цветного гранита написаны имена Аллаха. Стена богато украшена флористическим и геометрическим орнаментом ислими и гирих, украшена разноцветными витражами из белого мрамора и разноцветного гранита.

Минбар

Величественный минбар мечети изготовлен из цельного камня, из того же, что использован в отделке внешний и внутренних стен мечети — белоснежного мрамора "тасос". Он изготовлен исходя из огромных размеров молельного зала мечети. Высота его составляет чуть менее 7.5 метров, ширина — 5.5 метров, а толщина чуть более одного метра. На протяжении почти целого года над его созданием трудились 10 мастеров резчиков по камню. Белоснежный минбар украшен тончайшей ручной резьбой, позолотой, и является по сути уникальным.

Цокольный этаж

Цокольный этаж мечети не менее впечатляет, чем основной молельный зал. Он разделен 77 колоннами, одетыми как и стены в белоснежный мрамор. Потолки украшены гипсовой лепкой, росписью и сусальным золотом.

Ковер

Полы мечети, укрытые гигантским по размеру и великолепным по своему изготовлению ковром, органично сочетаются с общим убранством. Ковровое покрытие для шалинской мечети изготовлено турецкой фирмой. Для разработки проекта ковра, подборки цветовой гаммы и орнамента, в город Шали приезжала группа специалистов фирмы изготовителя, в состав которой входили дизайнеры, специалисты по производству, операторы технологи производства, а также специалисты по пряже. Ковровое покрытие было решено произвести из всемирно признанной и экологически чистой овечьей шерсти из Новой Зеландии. Шерсть новозеландских овец является самой белой и качественной. К тому же, изделие из нее имеет особенность не впитывать запахи. Ковер цвета морской синевы решили украсить мотивами в виде чеченского национального орнамента и тюльпана — благословенного цветка, олицетворяющего в исламской традиции все самое прекрасное и гармоничное. В самом центре основного молельного зала под центральным куполом ковер венчает восьмиконечная звезда. Площадь ковра составляет 8 тысяч квадратных метров, а его вес — 36 тонн. Плотность плетения составляет 1.28 млн. узлов на квадратный метр.

Порталы — айваны

Шалинская соборная мечеть по своей архитектурной планировке задумана, спроектирована и построена в форме квадрата. Четыре величественных портала айвана размером 22x22 метра словно заключают в кольцо сердце мечети — главный молельный зал с михрабом и минбаром. Они симметрично расположены друг напротив друга, образуя свое совершенно идеальное зеркальное отражение. Три портала являются входами в мечеть, четвертый же выполняет функцию ориентира, указывающего направление на священную Каабу. Стрельчатые арки порталов, а также с правой и левой сторон, айваны обрамлены колоннами по форме устремленных в небеса спиралей. Эти многотонные массивные сооружения выполнены из цельного белого мрамора, и богато украшены узорами и орнаментами из разноцветного гранита. Порталы, расположенные в северной, восточной и южной сторонах, украшены флористическим стилем ислими, а западный — геометрическим гирих. Для украшения порталов использована технология Waterjet — гидроабразивная резка камня, где в качестве режущего инструмента используется струя воды с абразивным материалом под высоким давлением. Поток воды, проходя через маленькое отверстие, разгоняется до невероятной скорости. Создается тонкая струя, которая и режет камень.

Составленные из элементов цветного мрамора узоры создают на порталах в высшей степени утонченную изящную вязь, превращающую сияющий мрамор в живописное полотно, произведение искусства, которым может подолгу любоваться каждый посетитель мечети.

Айван в исламской архитектуре обозначает сводчатое помещение, с трех сторон обнесенное стеной и открытое с четвертой стороны. В средние века айваны широко использовались в дворцовой и культовой архитектуре среднего и ближнего востока. Айваны в центральной шалинской мечети имеют традиционную стрельчатую форму с возвышающимся внутри расписным сводчатым потолком. Из айванов огромных размеров створчатые двери-ворота ведут в вестибюли, предваряющие входы в молельный зал. Пол всех трех вестибюлей мечети выложен все тем же белым мрамором, под которым смонтирована система подогрева. Вестибюли устланы живописным панно с изысканными узорами и орнаментом в виде переплетающихся цветов, стеблей и листьев. В каждом вестибюле выложено пять таких великолепных мраморных ковров. Таково устройство входных порталов, их декор и расположение в мечети, которые ее авторы характеризуют по архитектурному решению как "мечеть четырех айванов".

Парк

Вокруг мечети раскинулся огромный парк удивительной красоты общей площадью территории 5.5 гектаров. На ней высажено около 2 тысяч деревьев двадцати разновидностей, завезенных из питомников Бельгии, Германии, Голландии и Италии. Среди них — дуб, ясень, клен, лиственница, сосна, липа и береза. Необычайно красиво смотрится в парке декоративные яблони, груши, вишни и цветущие магнолии. Специалисты отбирали растения с учетом особенностей местного климата и ландшафта. Парк благоухает огромным количеством цветов. Одних кустов роз здесь — 18 тысяч. Более того, здесь можно встретить десятки разновидностей гортензии, барбариса, лигуструма, рододендрона, спиреи, скумпии, туи и калины. В общей сложности для озеленения парка было высажено 145 тысяч кустарников и цветов. Весь парк оснащен системой автоматического полива и ночным освещением. Также на территории парка расположено 12 фонтанов: 8 фонтанов в виде восьмигранников и 4 фонтана квадратной формы — напротив каждого из четырех порталов мечети. Парк вокруг шалинской мечети — островок спокойствия, позволяющих прогуляться в тени зеленых аллей, наслаждаясь журчанием фонтана любоваться природной красотой, вдыхая чарующий аромат благоухающих клумб и цветников.

По периметру шалинской мечети расположено четыре специальных места для совершения обряда омовения. Каждое рассчитано на несколько сотен человек, а одно из них даже оборудовано специальным лифтом и всеми другими необходимыми условиями для людей с ограниченными физическими возможностями. Места для омовения своим дизайном органично вписаны в общий архитектурный ансамбль.

Строительство этой мечети стало историческим событием не только для Чеченской Республики, но и для всей России, и глубоко символично, что открытие этого храма совпало с днем рождения первого президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова.

Площадь застройки — 7914 м2
Общая площадь — 8943.2 м2
Строительный объем — 8943.2 м3
Вместимость — 30 000 человек
Вместимость общей территории для молящихся — 100 000 человек

Мечеть открыта 23 августа 2019 года.

По решению главы Чеченской Республики мечеть "Гордость Мусульман" будет носить название имя Пророка Мухаммада.

Архитектурное освещение

За право выполнения работ боролись многие компании. Предложенные проекты оценивались в сетке различных параметров, среди которых рассматривались художественные стили, смысловая нагрузка предложенных концепций оформления светом, технологичность и гибкость осветительной установки, технология и удобство выполнения монтажных работ, эргономичность, функционал и комфортность использования системы управления, собственно качество и функционал самого оборудования. Концепция и идеи, предложенные специалистами GRIVEN, были по праву оценены членами конкурсного жюри заказчика и выбраны в качестве отправных при реализации поставленных задач.

Концепция освещения

В основе концепции архитектурного освещения лежит максимально возможная интеграция объекта в условия окружающей среды и сочетание с окружающим природным рельефом, цветовая гармония с природной гаммой, присущей для местоположения объекта по временам суток — утро (рассвет), вечер (закат), ночь, и временам года — зима, весна, лето, осень. Двенадцать основных цветовых палитр сформированы на основании таблицы, приведенной на поясняющем слайде. Так, верующие, пришедшие в мечеть на утренний намаз, увидят на ее фасадах нежные оттенки рассветного неба, а вечернее освещение предполагает более глубокие багровые тона заката.

Помимо основной гаммы в палитру цветов освещения добавлены преобладающие оттенки, характерные для главных мусульманских праздников — Ураза байрам и Курбан байрам. Два главных праздника представлены шестью сценами, отождествляющими исламскую культуру в семантике зеленых тонов, преобладающих для Ураза байрам, и золотых — для Курбан байрам. Каждая из цветовых комбинаций послужила основой для создания световой динамики при программировании осветительной установки.

Мрамор невероятной белизны, используемый для отделки фасадов, а также цветность светодиодов, определенная архитекторами и художниками по свету в качестве наиболее подходящей с данным типом и текстурой камня, — позволили добиться воссоздания сложнейших светоцветовых градиентов. Интеллектуальные световые приборы формируют единую гибкую световую оболочку, подчеркивающую неповторимую красоту мечети и ее индивидуальные особенности. Визуально мягкое свечение создается непосредственно самим фасадом, что позволяет искусно вписать грандиозных масштабов здание в природный ландшафт, придать ему легкость и невесомость.

Главной задачей при проектировании ночного образа храма стало размещение освещаемого объекта как целостного светового ансамбля в контексте среды, установление композиционных связей со средой, выявление эффектных светопанорамных видов. А также акцентирование роли мечети в качестве духовного очага и центра религиозного притяжения.

Схема освещения построена на комбинации приемов локального и заливающего света в пропорциях, позволяющих выделить главные детали храма и подчеркнуть его общие формы. Визуальные ориентиры составляют основной объем здания с куполами и минареты. Главный купол выявлен заливающим светом и проецируемыми текстами молитв. Минареты играют роль кульминационную роль в смысловом и композиционном отношениях, являются неотъемлемым элементов и ориентиром в архитектурном пространстве. В целях зрительного усиления вертикальной динамики интенсивность света на минаретах ориентирована таким образом, чтобы подчеркнуть устремленность к небу.

Освещение прилегающей парковой территории хорошо дополняет световую концепцию мечети и взаимосвязано с ней за счет изменения цвета фонтанов. Световое решение предлагает несколько режимов освещения — повседневное, праздничное, энергосберегающее. Все оборудование, используемое в проекте, безупречно в части размеров, формы и внешнего вида. Приборы не выдают своего присутствия на фасадах в светлое время суток.

Работа над этим захватывающим проектом стала невероятным шансом и возможностью воплотить в жизнь весь свой опыт и знания, накопленные за десятилетия работы. Соприкосновение архитектуры, культуры, религии, вкладываемого в объект смысла породили особую атмосферу — атмосферу работы с художественным полотном высочайшей ценности и значимости.

Проектирование и светотехнические расчеты

В рамках разработки проектной документации с использованием специализированного ПО отстроена детальная трехмерная модель здания и произведены светотехнические расчеты.

Подбор и расстановка световых точек выполнены с учетом архитектурных особенностей, а также ограничений, связанных с конструктивными особенностями объекта и прилегающей территории.

Уровни освещенности, равномерность освещенности и яркости, заданы с учетом необходимости выявления архитектурных элементов и читаемости объемов здания.

При проработке отдельных фрагментов и изготовлении рендеров общая модель разбивалась на элементы, что обеспечило снижение времени, необходимого для компьютерных расчетов, и позволило уделить максимальное внимание освещению каждого из локальных участков.

Выбор и кастомизация оборудования

В соответствии с требованиями технического задания, помимо необходимого функционала и эргономики, для реализации проекта выбрано оборудование, способное надежно работать в условиях жаркого и продолжительного лета.

Особое внимание уделено системе смешения цветов. Для достижения необходимого уровня цветопередачи и полноценной работы со структурой, текстурой и цветом материала отделки фасадов, выбрана 6-цветная система микширования. Приборы оснащены светодиодами красного, синего, зеленого, янтарного, теплого белого и холодного белого цветов. Все светодиоды селекционированы в соответствующих заданных бинах, каждому из оттенков белого определена индивидуальная цветовая температура.

Учитывая особенности архитектурных элементов фасадов детально проработаны конструкции узлов крепления. Разработанные варианты обеспечивают гармоничную интеграцию приборов в структуру здания, способствуют максимально удобной фиксации и прецизионному нацеливанию, гарантируют необходимую жесткость конструкции в условиях интенсивных ветровых и вибрационных нагрузок.

Все световые приборы произведены в заказном исполнении, с определенным размещением кабельных вводов/выводов и кабельными выпусками заданной длины. Согласно разработанной спецификации кабельные выпуски оснащены коннекторами в исполнении IP66/68.

Корпуса световых приборов окрашены в заказной цвет RAL, согласно цвету уникального мрамора, используемого для отделки фасадов.

Все световые приборы GRIVEN оснащены интегрированным модулем RDM. Поддержка протокола RDM в значительной степени упрощает организацию и настройку системы управления. Дистанционная обратная связь обеспечивает возможность отслеживать статус каждого светового прибора в режиме реального времени, контролировать работоспособность осветительной установки и оперативно реагировать на те или иные изменения параметров.

Стоит отметить, что часть приборов, используемых в проекте, имеет исполнение POLAR EDITION. Исполнение POLAR предполагает использование встроенной автоматической интеллектуальной системы удаления снега и льда со светящей поверхности (фронтального стекла) и корпуса прибора, применение соединительных кабелей из специальных материалов (как правило полиуретан) и электрических разъемов со степенью защиты не менее IP67.

Освещение

Алемы

Для освещения алемов (наверший главного купола и минаретов в виде полумесяца) задействованы компактные светодиодные прожекторы GRIVEN JADE 16. Приборы размещены в основании наверший с шагом, позволяющим высветить данный элемент со всех сторон. Полумесяц является важным символом исламской религии и неотъемлемой архитектурной деталью, поэтому визуальной читаемости данного элемента в темное время суток уделено особое внимание при проектировании.

Главный купол

Освещение главного купола мечети выполнено при помощи мощных прожекторов GRIVEN POWERSHINE MK2 S, установленных в оконных проемах минаретов. Данный прием позволяет равномерно залить всю поверхность купола сверху донизу. В дополнение к заливающему освещению, на куполе могут воспроизводится выдержки из текстов молитв и тематические изображения, соответствующие характеру мероприятий, проводимых в мечети. Светодиодные проекционные прожекторы GOBOLED 7-PRO также установлены на минаретах. Каждый из приборов оснащен колесом фиксированных трафаретов, колесом сменных вращающихся трафаретов на семь слотов, колесом цветов и колесом вспомогательных эффектов — с призмами 3x и 5x, 3D и анимационными эффектами. Проекционные прожекторы оснащены моторизованным фокусом и как все интеллектуальные приборы управляются по протоколу DMX/RDM.

Изнутри главный купол, полукупола и паруса (части сводов между арками) освещены компактными прожекторами JADE 9 и JADE 16, установленными по периметру с определенным шагом. Вторичная оптика, цветность и индекс цветопередачи белых светодиодов подобраны таким образом, чтобы правильно передать всю гамму цветов орнаментов, украшающих поверхности, точно воссоздать оттенки золота, используемого в отделке, и подчеркнуть внутренний рельеф. Световой рисунок выстроен с учетом градаций яркости по принципу увеличения интенсивности в направлении от полукуполов к главному куполу — с боков к центру и снизу вверх. Таким образом, самый большой и самый красивый купол оказывается логичной композиционной доминантой ансамбля мечети.

Полукупола

Мощные двухсекционные прожекторы GRIVEN POWERSHINE MK2 D установлены на задней стене порталов входных групп и нацелены на полукупола и барабан главного купола. Выбранные точки размещения приборов и типы оптик обеспечивают наиболее равномерное световое покрытие центральной архитектурной группы.

Барабаны куполов

В поддержку к заливающему освещению световые акценты на барабанах куполов формируются светодиодными светильниками линейного типа GRIVEN MICROPARADE. Приборы установлены в простенках между окнами и нацелены снизу вверх по касательной.

Входные порталы, фасады и галереи

Арочные своды главных входных порталов и их внутреннее пространство заполняются светом прожекторов встраиваемого типа RUBY RECESSED. Приборы смонтированы в пол у основания стен. Высочайшая равномерность и уровень светового покрытия способствуют визуальному восприятию внутренних объемов.

Зоны обрамления стрельчатых арок и декоративные ниши на фасадах порталов выделены светодиодными линейками GRIVEN MICROPARADE. Выбранный тип вторичной оптики и мощность светильников обеспечивают читаемость орнаментов и текста над главным входом. Выбранное решение сохраняет тектонику и композиционную целостность здания в темное время суток.

С внешней стороны фасады мечети первого уровня освещаются прожекторами CORAL, установленными на подпорной стене. Приборы формируют мягкое световое покрытие общего характера. Колонны (пилястры) между проемами дополнительно выделены при помощи прожекторов EMERALD, размещенных в основании и нацеленных снизу вверх.

Для освещения арок боковых галерей также задействованы прожекторы GRIVEN EMERALD, установленные над завершающими частями колонн (импостами), и направленные по касательной к сводам. Отраженный свет заполняет внутренний объем галерей и выполняет роль контрового, усиливающего трехмерное восприятия архитектурного ансамбля.

Минареты

Массивная несущая часть минарета — фундамент — выполнен в форме параллелепипеда, в основании которого по периметру установлены встраиваемые светодиодные светильники линейного типа GRIVEN PARADE V RECESSED с оптикой Wall Wash. Визуальная световая целостность элемента достигается за счет использования прожекторов ZAPHIR, установленных на специальных конструкциях в области клумб и нацеленных на соответствующие поверхности.

Основание минарета также имеет квадратное сечение и конфигурационно является продолжением фундамента. Стены основания украшены рельефными выступами в нижней части. Узкие оконные проемы в середине каждой из сторон оборудованы решеткой с тематическим орнаментом. С внешней стороны стены основания освещены светодиодными линейками PARADE V, установленными на уровне окон. В нишах оконных проемов с внутренней стороны установлены прожекторы GRIVEN RUBY XP, создающие контровой свет и заполняющие внутреннее пространство. Работа с внутренним объемом передает совершенство архитектуры и в значительной степени улучшает трехмерную читаемость.

Так называемый переходной элемент имеет форму вытянутого восьмиугольника и в средней части украшен стилистическим узором. Освещение граней осуществляется светодиодными линейками PARADE V.

В верхней части переходного элемента на выносных кронштейнах смонтированы мощные прожекторы GRIVEN JASPER. Приборы позиционированы в определенной последовательности и нацелены снизу вверх по касательной к цилиндрическому стволу, составляющему самую продолжительную поверхность минарета и состоящему из вертикальными колонн с декорированными простенками. Совокупность узкой оптики и мощность светового выхода обеспечивают равномерное световой покрытие по всей длине ствола вплоть до балкона первого уровня.

Стены балкона первого уровня освещаются линейками MICROPARADE, установленными по периметру окружности на уровне оконных проемов. С обратной стороны окон, украшенных резными решетками, размещены линейки PARADE S, отрабатывающие поверхности внутренних стен башни. Прием "двойного" света, используемый в зонах минарета с окнами, вдыхает жизненное тепло и создает эффект человеческого присутствия внутри строения.

Следующий освещаемый участок включает декорированный цилиндр и мукарнас. Мукарнас — это стиль архитектурного трехмерного орнамента, характерный для исламского геометрического дизайна. Сложнейшая конструкция мукарнаса обычно используется для создания плавных визуальных переходов между прямыми стенами и куполообразными помещениями, имеет ячеистую структуру, прекрасно принимающую свет. Светодиодные линейки GRIVEN PARADE V наполнили объемную структуру непередаваемой по своей красоте игрой света и тени, тонов и полутонов.

Наружные и внутренние стены венчающей башенки петек, расположенной в центре шерефа — навесного опоясывающего балкона с решетчатой оградой над мукарнасом, выделены прожекторами JADE 16. Для данного элемента используется все тот же прием "двойного" света, создающего трехмерность и объем.

Купол минарета освещается прожекторами JADE 16. По аналогии с алемом главного купола, полумесяцы на башнях минаретов также освещены прожекторами JADE 16.

Ярусное размещение световых приборов позволило сохранить визуальное единство и целостность всей башни минарета, гармонично подчеркнув при этом характерные архитектурные особенности каждого из элементов.

Зоны омовения

Колонны входных арок зон для совершения обряда омовения (тахарата) освещены компактными светодиодными светильниками прожекторного типа GRIVEN MICRO-CLIP. Периметр карниза подчеркивается линейными светодиодными светильниками MICROPARADE, смонтированными над колоннами. Несмотря на достаточно большой шаг установки приборов, эллиптическая оптика линеек позволяет обеспечить непрерывную световую линию по всей длине карниза без разрывов и промежутков.

Система управления

Общая система, предусмотренная для одновременного согласованного управления медиафасадом и архитектурным освещением, разработана на базе компонентов E:CUE. Инженеры успешно доработали логику и логистику сопряжения базовых компонентов, в результате чего получили уникальную систему, не имеющую аналогов. Выполнена настройка системных параметров оборудования, программирование системы управления, тестирование и запуск осветительной установки.

Предусмотрена работа осветительной установки в повседневном и праздничных режимах. Запуск соответствующих световых сценариев осуществляется с использованием встроенного астрономического реле с точной привязкой к координатам местности.

Монтажные работы

Монтажные работы выполнены компанией застройщиком. Высокий уровень профессионализма и ответственность специалистов позволили добиться отменного качества производства работ. Герметичности каждого из подключений уделено максимальное внимание, приборы аккуратно установлены и надежно закреплены в предусмотренных местах.

Шефмонтаж, тестирование и запуск осветительной установки

В соответствии с правилами, принятыми при выполнении проектов с использованием оборудования GRIVEN, шефмонтаж является обязательной процедурой и предшествует открытию гарантии.

В рамках шефмонтажа специалистами GRIVEN произведена оценка качества выполненных монтажных работ на предмет соблюдения технических регламентов, проверены корректность и качество подключений.

Результат

Работы в рамках проекта архитектурно-художественного освещения мечети длились в общей сложности около четырех лет. За это время было переработано несколько вариантов освещения, с доработками, корректировками и иногда полной переработкой идей. Творческое сообщество архитекторов, дизайнеров, светотехников, инженеров различных специальностей достойно справилось с возложенной ответственностью. Многочисленные разделы проекта увязаны в общую работоспособную систему, гигантскую по своим масштабам и функциональным возможностям. За время сотрудничества были проверены мельчайшие технические детали и протестирована работа всех компонентов установки.

Своим величием мечеть впечатляет не только днем, но и в темное время суток. Тысячи огней подчеркивают внешний вид здания и выстраивают завораживающее единство и целостность визуального восприятия.

Созданная осветительная установка по своим возможностям и гибкости превосходит самые требовательные запросы. Новая мечеть займет достойное место в культурной жизни города Шали, республики и страны.

Современные технологии GRIVEN позволили применить при художественном освещении мечети эстетически выверенные световые решения, балансирующие на грани науки и искусства.

Спецификация использованного оборудования

Фото: Абдуллах Берсаев, Юсуф Зубаираев, Централизованная религиозная организация Духовное собрание мусульман России (ДСМР), ИА "Чечня Сегодня"

Видео: Юсуф Зубаираев, Шалинское телевидение

Для написания статьи использованы материалы сайтов

https://islamosfera.ru/matematika-i-magiya-mukarnasa
http://islam.plus/ru/civilizaciya/kultura/minaret-proishozdenie-i-evolucia-arhitekturnyh-form
https://culture.wikireading.ru/78798
https://culture.wikireading.ru/78799

Для написания статьи использованы материалы кинопроекта Исмаила Шовхалова.

Видео